Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности учета рабочего времени водителей автомобилей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Рабочий день водителя в новом приказе Минтранса с 2021 года так же включает в себя периоды непосредственного вождения и время специальных перерывов для отдыха водителя. Однако есть и некоторые отличия.
Рабочее время водителя и порядок разделения его на части с 2021 года
С 2021 года расширен перечень видов деятельности, не относящихся к непосредственному управлению автомобилем, но включаемых в рабочее время. Так, отдельно введена категория рабочего времени, не связанного с управлением, которая включает:
- подготовительно-заключительное время;
- периоды прохождения медосмотров;
- простои не по вине работника;
- время ремонта автомобиля;
- иные периоды, предусмотренные законодательством, трудовым и коллективным договором.
Таким образом, с 2021 года рабочий день водителя включает открытый перечень видов занятости, не связанных с вождением. Он определяется достигнутыми нанимателем и работником договоренностями. Кроме того, сняты ограничения на зачет в рабочее время периодов:
- охраны груза;
- присутствия на рабочем месте в качестве второго водителя.
С 2021 года допустимо разделение рабочей смены водителя на части с его согласия. В 2020 году и ранее это было возможно только для водителей служебных автомобилей федеральных служащих, а также занятых управлением автобусами на городских и пригородных маршрутах.
В результате список сотрудников, занятых вождением транспортного средства, для которых можно применять подобный метод организации труда, с 2021 года расширен.
Кроме того, с 2021 года появилось четкое разграничение максимальной длительности перерыва, устанавливаемого между частями смены:
- для водителей, трудящихся на пассажирских перевозках – не более 3-х часов;
- для прочих водителей – не более 5 часов.
Указанные временные разрывы между частями трудового дня в рабочее время не включают. Они должны быть предоставлены не позднее чем через 5 часов после начала смены.
Понятие рабочего времени
Рабочее время – это период, который определяется как отрезок между начальным и конечным моментами, установленными трудовым распорядком. Работник обязан выполнять рабочие функции в течение рабочего времени с перерывом на обед. Законодательство не позволяет сокращать период рабочего времени, установленный договором и правилами внутреннего распорядка, на любые промежутки, когда работник отсутствует на рабочем месте, например, перекуры, посещение врача, присутствие на собраниях трудового коллектива.
У работодателя нет законных оснований, чтобы отражать подобные перерывы в табеле учета рабочего времени и на этом основании уменьшать оплату труда. Законодательство устанавливает стабильную 40-часовую рабочую неделю, которую нельзя произвольно сокращать. Исключения допустимы, если в компания применяет суммированный учет рабочего времени, или в случае, когда нормальная продолжительность увеличивается (не более чем до 40 часов в неделю) с выплатой работнику денежной компенсации, устанавливаемой отдельным приказом руководства. Порядок изменения продолжительности рабочего времени закрепляется отраслевыми соглашениями и коллективными договорами. Письменное согласие работника – обязательно условие.
Оформление простоев
Простой, как достаточно частое явление в кризисные периоды, требует особенно тщательного документального оформления. Это позволяет избежать конфликтов, связанных с отказом работодателя оплачивать время простоя, которое оплачивается в размере минимум 2/3 установленной заработной платы или тарифной ставки. Проблема в том, что действующее трудовое законодательство не содержит обязательных требований к оформлению простоев, что приводит к частым ошибкам при составлении документов.
Перечень причин простоя строго ограничен и включает переоборудование цеха, установку оборудования, катастрофы и ряд других. Однако отсутствие заказов, например, не может служить основанием для объявления простоя. В любом случае причины должны быть оформлены приказами руководства компании и другими документами, позволяющими установить обоснованность простоя. В документах необходимо указать причины и период простоя, а также должности и фамилии сотрудников, в отношении которых объявлен простой. Только тогда работодатель получает законное право оплачивать вынужденно нерабочий период по пониженной ставке.
Ненормированный рабочий день
Также законодательно предусмотрена возможность ненормированного рабочего дня для водителей:
8. В порядке, предусмотренном статьей 101 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2017, N 25, ст. 3594), для водителей легковых автомобилей (кроме легковых такси), а также для водителей автомобилей, занятых на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.
Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Количество и продолжительность рабочих смен при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного непрерывного отдыха (далее — еженедельный отдых) предоставляются на общих основаниях.
Ненормированные рабочие дни могут иметь любую продолжительность. При этом общее количество рабочих часов не должно превышать 40 в неделю.
Приказ регламентирует, что минимальное время для приема пищи, перерыва не может быть меньше получаса и больше 120 минут.
Каждодневный отдых, включающий периоды на перерывы в течение смены, дня представляют собой: двойную продолжительность времени отработанного периода, который предшествует отдыху. То есть при суммированном учете рабочего времени водителя ежедневное время не за рулем должно составить не меньше 11 часов. Законодатель разрешает его сократить до 9 ч, но не чаще 3 раз за период между сменами.
Допустимо разделение ежедневного отдыха на 2 или больше частей:
- Первая — до 3 ч;
- Вторая — максиму 9 ч.
Дальнобойщики, работающие в составе экипажа, обязуются не управлять авто одновременно, без разбивания на периоды 9 часов в рамках ежедневной смены.
Общая таблица труда и перерывов для отдыха водителей для 2023
Хотя в каждой компании составляется свой режим работы, есть некоторые общие правила. В сбалансированном рабочем дне перевозчика должны быть такие периоды:
Вид деятельности | Рабочее время |
---|---|
Ежедневный медосмотр | 15 минут |
Вождение | 4 часа |
Обед | не засчитывается |
Вождение | 2 часа |
Специальный перерыв | 15 минут |
Вождение | 90 минут |
Итог | 8 часов |
Нормативные акты устанавливают необходимость отдыха для водителей. В частности, это следующие временные отрезки:
- Перерыв на обед. Предоставляется на протяжении рабочего дня. Продолжительность его составляет 30 минут – 2 часа. Если продолжительность смены составляет больше 8 часов, можно утвердить два перерыва на прием еды. Однако общая их продолжительность должна составлять не больше 2 часов.
- Перерыв между сменами. Длительность его определяется длительностью рабочего дня. Перерыв между сменами составляет не меньше 200% от смены. К примеру, смена равна 8 часам. Перерыв в данном случае должен составлять не меньше 16 часов.
- Выходные. Составляют не меньше 42 часов. Если используется суммированный учет времени, количество выходных должно быть не меньше числа полных недель в месяце. К примеру, количество недель составляет 4. В этом случае и минимальное число выходных составляет 4 дня.
Специфические условия труда предполагают дополнительное время для отдыха. К примеру, оно предоставляется при международных рейсах. В этом случае у водителя должен быть перерыв на 15 минут после каждых 4-х часов беспрерывного вождения. И это положение является новшеством 2018-го года. Ранее предоставление таких перерывов было ответственностью работодателя. Сейчас их должны самостоятельно организовывать водители. Формулировка была изменена в Приказе №170.
Ненормированный рабочий день для водителей
Водителям стоит установить один из следующих режимов работы:
- сменный режим работы;
- деление рабочего дня на части;
- ненормированный рабочий день.
Сменная работа — работа в несколько смен (две или более), когда сотрудники сменяют друг друга на рабочем месте в течение суток.
Деление рабочего дня на части необходимо ввести в случаях, когда интенсивность работы различается в течение дня. Чтобы рабочий день не был больше по времени установленных законодательством норм его день делят на части. Но и тут предусмотрены исключения: например, перерыв между частями рабочей смены водителей автобусов, которые работают на регулярных автобусных маршрутах, должен быть не позже чем через пять часов после начала работы.
Что такое ненормированный рабочий день для водителей? Ненормированный рабочий день – такой режим работы, согласно которому работники могут иногда быть привлечены к работе за пределами установленной для них длительности рабочего времени. Например, ненормированный рабочий день может быть установлен:
- водителям легковых авто (как правило, персональным водителям), кроме машин-такси;
- водителям машин экспедиций, которые заняты на геологоразведочных и других изыскательских работах.
В ООО есть водитель легкового автомобиля. Можно ли установить ему режим ненормированного рабочего дня и как нужно вести учет его рабочего времени?
определяются в порядке, устанавливаемом Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 877. В соответствии со ст. 329 ТК РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными ТК РФ.
На основании вышеуказанного Постановления Правительства РФ приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее — Положение).
Согласно п. 14 Положения водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), может устанавливаться ненормированный рабочий день. При этом в п. 14 Положения отмечено, что количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях. То есть водителю, которому установлен ненормированный рабочий день, работу за пределами нормы рабочего времени (переработку) нельзя закладывать в график работы (сменности).
Согласно ст. 91 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Для учета времени, фактически отработанного и (или) неотработанного каждым работником организации, для контроля за соблюдением работниками установленного режима рабочего времени, для получения данных об отработанном времени, расчета оплаты труда, а также для составления статистической отчетности по труду применяется табель учета рабочего времени — формы N Т-12 и Т-13, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1.
Таблица режима по тахографу
Популярный прибор, который необходим водителям для фиксации режима труда и отдыха— это тахограф. Он должен устанавливаться в машине для чёткого контроля времени работы каждого водителя, а его официальное применение регулируется приказами Минтранса №36 и №273, включая новые поправки от 2021 года.
По факту данное устройство представляет собой бортовой набор, который в автоматическом режиме фиксирует запуск двигателя, какое-либо перемещение и иные центральные параметры.
Для уникальных коммерческих рейсов внутри России обычно используются тахографы с блоком СКЗИ, а для международных рейсов иные версии, работающие уже по иным параметрам ЕСТР. Фиксация труда/отдыха по тахографу происходит в следующей последовательности:
- Перед началом маршрута водитель настраивает в гнездо самописца персональную карту с точным шифром.
- После активации карты при помощи PIN-кода, цифровой ключ читается устройством и происходит идентификация водителя.
- Когда в экипаж транспорта входит 2 человека, второй водитель по смежной схеме подтверждает свою личность.
- После того, как карта принята тахографом, следует выбрать конкретный вид деятельности (начало смены заменяет «Отдых», но после выполнения других работ стоит сменить графу).
- Прочие действия зависят от определённой модели, но значительная часть приборов фиксирует само по себе (сменить самостоятельно его нельзя).
- Режим «Вождение» активируется, едва машина двигается с места, зато «Отдых» на некоторых моделях необходимо вводить вручную.
Любые коррективы во время движения автоматически учитываются тахографом и записываются на встроенной памяти через электронный чип. Согласно условиям проверок, сотруднику ДПС, ГИБДД или другой надзорной организации водитель обязан по первому требованию предоставить распечатку данных: конструкции предусмотрен встроенный термопринтер, чтобы организовать такой отчёт мгновенно.
Согласно правилам 2021 года, отсутствие тахографа в машине или его неисправность повлечет за собой штраф. Санкции грозят и после нарушения заданного графика. В качестве наглядного примера можно взять за основу следующую таблицу:
Действия водителя | Фактическое время | Рабочее время |
Медицинский осмотр перед рейсом | 15 мин | |
Управление автомобилем | 4 ч | |
Обед | 30 мин | — |
Управление авто | 2 ч | |
Перерыв для отдыха | 15 мин | |
Управление авто | 1,5 ч | |
Итого | 8,5 ч | 8 ч |
Общая продолжительность не должна выходить за рамки установленных законом России параметров. По единым правилам, чтобы отследить конкретного водителя, нужно изготовить для него специальную карту. Каждый раз, когда ответственный водитель приступает к работе или заканчивает смену, он должен вставлять или вынимать её из прибора.
Режим работы и отдыха водителя грузового авто по тахографу и штрафы
Тахограф – это специальный прибор, который должен устанавливаться в автотранспорте для контроля времени работы водителя. Его применение регулируется Приказами Минтранса №36 от 30.01.2013 и №273 от 21.08.2013, а также поправками от 2 марта 2018 года.
Отсутствие тахографа в транспортном средстве или его неисправность повлечет за собой штраф для водителя в размере 1-3 тысяч рублей. Такой же штраф он должен заплатить за нарушение графика. Руководство правонарушителя должно будет заплатить 5-10 тысяч рублей.
Устройство ведет контроль над тем, чтобы перевозчик не был за рулем больше положенного времени. Кроме этого, тахограф может отслеживать маршрут и скорость передвижения автомобиля.
Чтобы отследить конкретного водителя, нужно изготовить для него специальную карту. Каждый раз, когда он начинает или заканчивает работу, то должен вставлять или вынимать ее из прибора. Таким образом, на тахометре должно быть видно, что водитель проводит за рулем не больше 10 часов, в течение дня у него был перерыв как минимум полчаса, а отдых между сменами составил не меньше 11.
Приказ Министерства транспорта РФ от 16 октября 2020 г. № 424 “Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей”
В соответствии со статьей 329 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878), пунктом 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2019, N 1, ст. 10), приказываю:
1. Утвердить Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей согласно приложению к настоящему приказу.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Министр | Е.И. Дитрих |
Существуют два вида договора аренды автомобиля:
- без экипажа;
- с экипажем (временное фрахтование).
В первом случае, согласно ст. 642 ГК РФ, арендатор получает право временно пользоваться автомобилем, в том числе и управлять им, содержать в надлежащем виде. Арендодатель получает плату за пользование своим авто. Далее, согласно положениям ст. 644 ГК РФ, текущий и капитальный ремонт автомобиля обязан осуществлять арендатор. Он же и поддерживает надлежащее техническое состояние автомобиля, признавая затраты по закону.
Статья 264 (п. 11-1) позволяет сделать это организациям, применяющим ОСНО, а статья 346.16 (п. 12) – применяющим УСН. Все расходы должны иметь документальное подтверждение, на основании должным образом оформленных первичных документов.
Расходы на ремонт и обслуживание арендованных автомобилей признаются без проблем для организаций, применяющих ОСНО:
- если автомобиль является амортизируемым – на основании ст. 260 НК РФ вне зависимости, прописано это в договоре или нет;
- если авто амортизации не подлежит (например, арендовано у частного лица или организации на спецрежиме) – на основании ст. 264 НК РФ (п. 1-49).
Расходы на ремонт и обслуживание арендованных автомобилей у организации на УСН признаются однозначно, только если эти автомобили амортизируются. Об этом сказано в ст. 346.16 (п. 4) НК РФ: в перечень ОС включаются те основные средства, которые признаны амортизируемыми (исходя из положений гл. 25 НК РФ). Следовательно, в расходах можно учитывать затраты только амортизируемых автомобилей. Указаний на возможность включать в расходы ремонт и техобслуживание арендуемых у частных лиц автомобилей, которые не подлежат амортизации, у упрощенцев нет. Может возникнуть ситуация, которую налоговые органы вправе трактовать не в пользу арендодателя.
Во втором случае автомобиль арендуется с экипажем. Арендодатель предоставляет за плату, помимо самого автомобиля, и услуги водителя. Здесь, согласно 634 ГК РФ, арендодатель самостоятельно производит ремонты как текущие, так и капитальные.
Внимание! Затраты на приобретение запчастей организацией невозможно будет признать в расходах, поскольку их приобретение является по законодательству обязанностью арендодателя и входит в понятие ремонта автомобиля.
Согласно Закону №164-ФЗ от 29-10-98 г., рассматривающему вопросы лизинга (финансовой аренды), лизингополучатель обязан ремонтировать, производить техобслуживание, охранять принятое им по договору имущество. Если в договоре не прописано иное, положения ст. 17-1 ФЗ 164 являются основанием для включения указанных затрат в расчеты для целей налогообложения. Подтверждается это правило и указаниями ст. 260 НК РФ (п. 1,2). При этом не играет существенной роли, стоит ли автомобиль на балансе лизингодателя либо лизингополучателя – по общему правилу расходы по нему лежат на организации, получившей имущество.
Внимание! Первичные документы и учетные данные должны не только подтверждать факт расходов на автомобиль, но и содержать указание на использование этого автомобиля в производственных целях, для получения организацией дохода, подтверждать экономическую обоснованность расходов.