Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Авансовый отчет в казенном учреждении в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Указание Центробанка № 3210-У от 11.03.2014 устанавливает новый порядок выдачи и расходования подотчетных сумм в 2023 году, в последний раз этот норматив меняли Указанием № 5587-У от 05.10.2020. ЦБ РФ разрешил вести кассовые операции с применением устройств, которые функционируют в автоматическом режиме без участия работников. Теперь кассиры вправе не требовать от получателей денег удостоверение личности, хотя и обязаны убедиться, что перед ними лицо, указанное в расходном ордере.
По договору производится оплата определенного количества бензина соответствующей марки, при этом учреждение получает талоны, по которым водители будут заправлять автомобили на АЗС. Полученные талоны на основании товаросопроводительных документов поставщика (накладной, счета-фактуры и т. п.) приходуются в качестве денежных документов в кассу учреждения, при этом в приходном ордере нужно указать марку бензина, серию и номера этих талонов, номинал талонов в литрах и стоимость талона в рублях (исходя из стоимости бензина, указанного в договоре и счете на оплату).
Как правило, для контроля заводится специальная книга учета, в которой регистрируется движение талонов.
Полученное по талонам топливо приходуется как материальный запас учреждения после сдачи авансового отчета подотчетным лицом с подтверждающими документами от АЗС, отпустившей ГСМ в обмен на талон.
- Получены талоны на ГСМ в кассу учреждения
Дт 0 201 35 510 Кт 0 302 34 730 - Выданы из кассы талоны подотчетному лицу
Дт 0 208 34 560 Кт 0 201 35 610 - Подотчетное лицо представило авансовый отчет по использованным талонам
Дт 0 105 33 340 Кт 0 208 34 660
Основные требования к составлению авансового отчета
Во-первых, авансовый отчет должен быть составлен на официальном бланке учреждения. Он должен содержать следующую информацию:
- Наименование казенного учреждения;
- ФИО или наименование получателя аванса;
- Дата предоставления аванса;
- Цель предоставления аванса;
- Сумма аванса;
- Сроки, в течение которых должен быть представлен отчет;
- Информация о расходах и использовании авансовых средств.
Во-вторых, в отчете необходимо указать детальную информацию о каждом расходе. Для этого следует указать следующие данные:
- Дата и номер документа, подтверждающего факт расходования средств;
- Наименование поставщика товаров или организации, оказавшей услугу;
- Описание расхода;
- Сумма расхода.
Также важно не забыть приложить к отчету оригиналы документов, подтверждающих факт расходования авансовых средств. Это могут быть кассовые чеки, счета, накладные и т.д.
В-третьих, отчет должен быть подписан руководителем казенного учреждения и получателем аванса. Подписи должны быть заверены печатью учреждения.
Порядок представления авансового отчета в 2024 году
В первую очередь, следует обратить внимание на правильность и аккуратность заполнения отчетной формы. Вся информация должна быть представлена четко и последовательно. Данные должны быть полными и достоверными, а также указываться в соответствии с установленными нормативными актами.
Помимо корректности заполнения, необходимо учесть допустимые сроки представления авансового отчета. В соответствии с действующим законодательством, авансовый отчет должен быть представлен в учреждение не позднее 5 рабочих дней после окончания отчетного периода. Это требование обязательно к соблюдению, иначе возможны штрафные санкции и проблемы с финансовыми органами.
Важно отметить, что в 2024 году многие казенные учреждения переходят на электронное представление отчетности. Поэтому рекомендуется заранее ознакомиться с техническими требованиями и особенностями электронного представления авансового отчета. Это поможет избежать возможных технических проблем и ускорит процесс сдачи отчетности.
Порядок представления авансового отчета в 2024 году
В первую очередь, следует обратить внимание на правильность и аккуратность заполнения отчетной формы. Вся информация должна быть представлена четко и последовательно. Данные должны быть полными и достоверными, а также указываться в соответствии с установленными нормативными актами.
Помимо корректности заполнения, необходимо учесть допустимые сроки представления авансового отчета. В соответствии с действующим законодательством, авансовый отчет должен быть представлен в учреждение не позднее 5 рабочих дней после окончания отчетного периода. Это требование обязательно к соблюдению, иначе возможны штрафные санкции и проблемы с финансовыми органами.
Важно отметить, что в 2024 году многие казенные учреждения переходят на электронное представление отчетности. Поэтому рекомендуется заранее ознакомиться с техническими требованиями и особенностями электронного представления авансового отчета. Это поможет избежать возможных технических проблем и ускорит процесс сдачи отчетности.
Что такое авансовый отчет?
Авансовый отчет служит доказательством фактических затрат сотрудника и основанием для возмещения этих расходов. В нем указываются дата командировки, место пребывания, описание цели поездки и конкретные суммы, которые были потрачены.
Для составления авансового отчета обычно используются чеки, квитанции и другие документы, подтверждающие затраты. Все расходы должны быть разделены по категориям и представлены в соответствии с установленными правилами и нормами компании.
После того, как авансовый отчет будет проверен и одобрен руководителем или бухгалтером, сотруднику будет осуществлено возмещение суммы израсходованных средств. В случае несоответствия затрат требованиям и правилам, авансовый отчет может быть отклонен или часть затрат может быть не возмещена.
Актуальные правила заполнения
Ниже приведены актуальные правила заполнения авансового отчета в 2024 году:
Поле | Обязательные данные | Дополнительная информация |
---|---|---|
Дата | Дата заполнения отчета | Указывается текущая дата |
ФИО | Фамилия, имя, отчество сотрудника | — |
Цель командировки | Описание цели и задач командировки | — |
Срок командировки | Даты начала и окончания командировки | — |
Сумма аванса | Сумма полученного аванса | Указывается в валюте, принятой в компании |
Описание расходов | Подробное описание всех затрат и расходов | — |
Приложенные документы | Список всех приложенных документов | Указывается наименование и количество документов |
Подпись сотрудника | Подпись сотрудника, подавшего отчет | — |
Обязательные документы для авансового отчета
1. Документы, подтверждающие произведенные платежи:
- Кассовые чеки или квитанции о приеме наличных средств;
- Копии расходных кассовых ордеров;
- Выписки со счетов, подтверждающие безналичные платежи;
2. Документы, подтверждающие характер затрат:
- Договоры аренды недвижимости или предоставления услуг;
- Счета-фактуры на приобретение товаров или услуг;
- Акты выполненных работ или оказанных услуг;
3. Документы, подтверждающие служебную необходимость затрат:
- Приказы на командировку или служебную поездку;
- Билеты на транспорт или проживание;
- Документы, подтверждающие участие в конференциях, семинарах, тренингах;
Помимо перечисленных документов, могут потребоваться дополнительные документы, которые зависят от конкретных требований компании или законодательства страны. Важно учитывать, что все документы должны быть оформлены правильно, с указанием всех необходимых реквизитов и подписями уполномоченных лиц.
Предоставление полного комплекта обязательных документов для авансового отчета позволяет обеспечить прозрачность и достоверность финансовой отчетности, а также избежать возможных проблем при проверках и аудитах.
Срок возмещения перерасхода по авансовому отчету
До недавнего времени возмещение расходов работнику по авансовому отчету осуществлялось только после составления приказа. На сегодняшний день приказ составлять необязательно, достаточно просто указать данное условие в учетной политике организации. Во внутренних документах это может прописываться в виде правил и сроков возмещения перерасхода по АО.
Важно! Перерасход работнику выплачивается на основании представленного им авансового отчета, утвержденного руководителем. Поэтому каких-либо заявлений ему писать для этого не нужно. Законодательство не содержит данного требования.
Для обоснования того факта, что перерасход действительно был и деньги по нему выплачены, необходимо соблюдение следующих условий: расходы являются обоснованными и документально подтвержденными. Помимо этого, сотрудник должен составить авансовый отчет, утвержденной в организации руководителем. Отчет проверяется и заверяется руководителем. Только в этом случае перерасход может быть возмещен работнику. После того, как авансовый отчет проверен и утвержден, в соответствующей графе документа ставится отметка. При выдаче перерасхода бухгалтером ставится дата и номер расходника.
Важно! Вотчете должна стоять подпись и расшифровка подписи кассира компании и главного бухгалтера.
После этого подотчетные суммы списываются. Списание осуществляется на основании авансового отчета, утвержденного директором. Если отчет проверку не прошел (например, перерасход признан необоснованным), то к учету он не может приниматься.
Отчет и оправдательные документы: всем ли доступен электронный вид?
Сами авансовые отчеты уже давно можно вести в электронном виде. Об этом явно говорится в письме Минфина России от 12.04.2013 № 03-03-07/12250. Что важно: авансовые отчеты сотрудники могут подписывать, используя простую электронную подпись или усиленную неквалифицированную подпись при введении соответствующего внутреннего регламента в организации (см. письмо Минфина России от 20.08.2015 № 03-03-06/2/48232).
Таким образом, согласовывать авансовые отчеты внутри организации можно в электронной форме, используя возможности системы электронного документооборота.
Что касается подтверждающих документов, то некоторые из них изначально создаются в электронном виде, другие имеют только бумажную форму и должны быть переданы в бухгалтерию именно в таком виде.
К документам, с которыми наиболее часто имеют дело подотчетники, относятся, в частности, документы на проезд.
Например, при покупке проездных документов через интернет сотрудник получает на электронную почту электронный билет (купон). Минфин России допускает предоставление таких документов в бухгалтерию в электронном виде.
Так, в письме от 25.08.2014 № 03-03-07/42273 в отношении железнодорожных поездок финансисты разъяснили следующее: для возможности признания в целях налогообложения прибыли организации расходов на приобретение железнодорожного билета документом, достаточным для подтверждения факта поездки, является контрольный купон электронного проездного документа (билета), полученный в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети.
А вот для подтверждения факта совершения авиаперелета, кроме сформированной автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанции электронного документа (авиабилета), потребуется оригинал посадочного талона (на бумажном носителе) (письма Минфина России от 18.05.2015 № 03-03-06/2/28296, от 06.04.2015 № 03-03-06/19229). При этом посадочный талон, в том числе электронный посадочный талон, полученный при электронной регистрации на рейс, должен содержать соответствующие реквизиты, подтверждающие факт потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки. Как правило, данным реквизитом является штамп о досмотре (письма Минфина России от 09.10.2017 № 03-03-06/1/65743, от 06.06.2017 № 03-03-06/1/35214).
Составление авансового отчета: кто должен этим заниматься
Абзац №2 п.6.3, содержащийся в документе Указания N 3210-У, гласит, что авансовый отчет должно заполнять лицо, ранее получившее денежные средства, а затем нужно отнести его в бухгалтерию. Кто такие подотчетные лица:
- сотрудники компании;
- внештатные сотрудники, участники гражданско-правового договора (к примеру, договора подряда, договора оказания услуг). Речь идет только о физических лицах. В этом случае они приравниваются к сотрудникам компании согласно письму Банка России от 02/10/2014 N 29-Р-Р-6/7859. Таким образом, выдача средств под отчет и окончательный расчет с ними проводятся так же, как и со штатными работниками компании.
Закупки через подотчет
Бюджетные учреждения как заказчики имеют право выдавать своим сотрудникам деньги под отчет для производственных нужд. Их не ограничивает Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе). Однако надо учесть следующее.
От имени юридического лица могут выступать не только его органы в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами (ст. 53 Гражданского кодекса РФ), но и его представители. Это лица, действующие на основании выданной им доверенности или полномочия которых следуют из обстановки (п. 1 ст. 182 , п. 1 ст. 185 Гражданского кодекса РФ). Действия представителя (подотчетного лица) непосредственно создают, изменяют и прекращают гражданские права и обязанности представляемого учреждения (п. 1 ст. 182 Гражданского кодекса РФ).
Поскольку подотчетное лицо, закупая товары (работы, услуги) по поручению учреждения, действует от его имени и в его интересах, то оно выступает в качестве уполномоченного представителя учреждения. Поэтому приобретение им за наличные деньги товаров (работ, услуг) от имени заказчика квалифицируют как закупку, которая должна совершаться в соответствии с правилами Закона о контрактной системе .
Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что если на суммы, выданные подотчетным лицам, закупают товары (работы, услуги) для обеспечения государственных (муниципальных) нужд или нужд учреждений, то такие отношения регулируются положениями Закона о контрактной системе и указанные средства должны быть учтены в плане-графике размещения заказов в 2015 году (письмо Минэкономразвития России от 28 марта 2014 г. № Д28и-385).
Учет денежных документов в конкретных ситуациях
Рассмотрим несколько типичных ситуаций, которые могут возникнуть при работе с денежными документами в рамках финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
Пример 1. Покупка и учет проездных билетов
МКУ приобрело для своего сотрудника проездной билет на все виды транспорта за 1 500 рублей. Оплата произведена с лицевого счета учреждения, открытого в казначействе. Проездной билет выдан сотруднику в подотчет. В дальнейшем он должен представить авансовый отчет и вернуть использованный билет.
Проездные билеты действительно выдаются сотрудникам, которые занимаются разъездной работой. Таким способом работодатель возмещает связанные со служебными поездками транспортные расходы. Приобретение данного вида денежного документа осуществляется по КОСГУ 222 «Транспортные услуги».
В бухгалтерском учете такая операция будет отражена следующими проводками:
Пример 2. Недостача карт экспресс-оплаты связи
МБОУ приобрело для своей администрации 10 карт экспресс-оплаты мобильной связи номиналом 300 рублей каждая. Оплата произведена за счет деятельности, приносящей доход. Денежные документы были сразу же внесены в кассу. Четыре карты оплаты выдали директору (в дальнейшем требовалось представить авансовый отчет и оправдательные документы). По результатам инвентаризации кассы выявлена недостача двух карт. Виновный в недостаче был найден, он добровольно погасил всю сумму долга.
Карты экспресс-оплаты мобильной связи по своему статусу подпадают под понятие денежного документа. Такие карты часто используются администрациями учреждений. Карты экспресс-оплаты мобильной связи приобретаются по КОСГУ 221 «Услуги связи».
В этом случае операции в бухгалтерском учете отражаются следующим образом.
Электронные документы и регистры
Важным новшеством является введение новых форм электронных учетных документов:
Код формы | Наименование формы | Для каких целей применяется, комментарии |
---|---|---|
0504512 | Решение о командировании на территории РФ. | Для направления работника/подотчётного лица в служебную командировку на территории РФ и расчёта размера командировочных расходов. |
0504513 | Изменение Решения о командировании на территории РФ. | Для изменения Решения о командировании (ф. 0504512) или изменения расчёта размера командировочных расходов по ранее утверждённому Решению (ф. 0504512) или для отмены командировки. |
0504515 | Решение о командировании на территорию иностранного государства. | Для направления работника/подотчётного лица в служебную командировку за пределы РФ и расчёта размера командировочных расходов. |
0504516 | Изменение Решения о командировании на территорию иностранного государства. | Для оформления изменения соответствующего Решения (ф. 0504515). |
0504517 | Решение о компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей. | Для формирования расчёта суммы компенсации работникам — «северянам» проезда в отпуск и обратно. Заполняется работником/подотчётным лицом, которому по закону положено возмещение указанных расходов. |
0504518 | Заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объёма. | Электронная заявка-обоснование оформляется в случае приобретения через подотчётное лицо товаров, работ, услуг малого объёма для собственных хозяйственных нужд учреждения. Заполняет форму указанный подотчётный сотрудник. |
0504520 | Отчёт о расходах подотчётного лица. | Применяется для учёта расходов с подотчётными лицами на основании шести вышеупомянутых электронных документов (ф. 0504512, ф. 0504513, ф. 0504515, ф. 0504516, ф. 0504517, ф. 0504518). |
На какие цели можно выдать наличные денежные средства под отчет?
Основным документом, регулирующим наличные денежные расчеты в организациях, является Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ, утвержденное Банком России 12.10.2011 N 373-П (далее — Положение N 373-П).
Согласно п. 1.1 Положения N 373-П нормы документа распространяются на юридических лиц, которые ведут бухгалтерский учет в соответствии с требованиями, установленными органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета (за исключением Банка России). Кроме того, действие документа распространяется на юридических лиц, перешедших на УСНО, и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
До 2012 г. цели, на которые организации могли расходовать денежные средства путем выдачи их под отчет, были указаны в п. 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 N 40. Напомним, что данный пункт предписывал учреждениям выдавать средства под отчет либо на хозяйственно-операционные расходы, либо на расходы, связанные со служебными командировками.
В соответствии с п. 4.1 Положения N 373-П наличные денежные средства можно выдавать под отчет на расходы, которые связаны с ведением деятельности. Однако данная норма не означает, что учреждение вправе тратить наличную выручку на что угодно.
Перечень целей, на которые можно направлять наличные средства, приведен в Указании Банка России от 20.06.2007 N 1843-У. В соответствии с данным документом поступившую в кассу наличную выручку можно расходовать:
- на выдачу заработной платы, осуществление иных выплат работникам (в том числе социального характера);
- на выплату стипендий;
- на оплату командировочных расходов;
- на оплату товаров, работ и услуг;
- на возврат ранее полученных наличных средств в оплату товаров, работ и услуг.
Таким образом, цели, на которые можно выдать денежные средства под отчет, в принципе остались теми же: это командировочные и хозяйственно-операционные расходы.
Документы, подтверждающие приобретение ТМЦ подотчетником
Подотчетное лицо — работник, получивший денежные средства на хозяйственные, административные и прочие расходы.
Какими документами регулируются взаиморасчеты с подотчетными лицами, как выдаются деньги под отчет, какие сложности могут возникнуть в налоговом учете расходов, понесенных подотчетным лицом, см. в материале .
Посмотреть пример заполнения авансового отчета (АО), а также скачать образец заполненного АО, можно в материале .
К авансовому отчету прикладываются оправдательные документы, т. е. документы, подтверждающие данные расходы. Рассмотрим, какие это могут быть документы. Сотрудник организации, получив деньги под отчет, может приобрести ТМЦ в любом месте: в розничной торговой сети, в небольшой организации, получив в качестве подтверждающих покупку документов товарный и, если есть, кассовый чек. В данном случае товарный чек подтверждает факт покупки ТМЦ, а кассовый — их оплату.
Что делать бухгалтеру, если подотчетник не принес кассовый чек, см. в материале .
Важный момент — принятие к учету правильно заполненных документов.
Что именно должно быть указано в документах, передаваемых подотчетным лицом, см. в материале .
Если ТМЦ приобретены у организации, не являющейся плательщиком НДС, этих документов вполне достаточно для принятия авансового отчета и оприходования ТМЦ по нему.
Чтобы подотчетное лицо, приобретая ТМЦ, выступало перед организацией-продавцом не как физическое лицо, а именно как представитель своего предприятия, необходимо выписать доверенность на данного сотрудника. В доверенности должны стоять дата выдачи и срок действия. Выписанная доверенность регистрируется в специальном журнале и выдается на руки работнику. Предъявив доверенность продавцу, работник выступает от имени своей организации. Все документы, предоставляемые ему другими предприятиями, будут оформлены на имя его фирмы-работодателя. Приобретая ТМЦ, таким образом, он получит и накладную, и счет-фактуру с указанием реквизитов своей организации, что позволит принять «входной» НДС к вычету.
Рассмотрим подробнее, чего при закупке малого объема делать не надо.
Не требуется составлять отчет с обоснованием невозможности или нецелесообразности использования иных способов закупки, начальной цены и иных существенных условий контракта. Случаи оформления этого отчета регламентированы частью 3 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Не нужно размещать на сайте извещение о закупке. Но при некоторых закупках у единственного поставщика его все же надо опубликовать – не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта (ч. 2 ст. 93 Закона о контрактной системе).
Кроме того, нет необходимости устанавливать обеспечение исполнения контракта. Ведь заказчик обязан это делать только в ситуациях, предусмотренных частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Как учесть почтовые конверты в казенном учреждении УИС? (М
Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений*(1) и нормы ст. 88 УИК РФ предусматривают, что осужденные могут за счет собственных средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и денежных переводов приобретать товары первой необходимости, в том числе и почтовые конверты для отправки корреспонденции.
Казенное учреждение УИС в июне 2022 г. приобрело за счет бюджетных средств 500 шт. маркированных конвертов на 5 000 руб. Номинальная стоимость одного конверта составляет 10 руб. Приобретение конвертов осуществляется в отделении почтовой связи через подотчетное лицо. Казенное учреждение обслуживается в Федеральном казначействе. Маркированные конверты оприходованы в кассу учреждения и затем выданы под отчет ответственному лицу для передачи (продажи) их осужденным через магазин УИС.