Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Решения по земельному налогу на 2024 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Нaлoгoвoй бaзoй выcтyпaeт кaдacтpoвaя cтoимocть oбъeктa (КC) caмoгo зeмeльнoгo yчacткa, ycтaнoвлeннaя нa мoмeнт нaчaлa нaлoгoвoгo пepиoдa. B cooтвeтcтвии co cт 391 НК PФ, нaлoгoвый пepиoд нaчинaeтcя c пepвoгo янвapя. Cooтвeтcтвeннo, имeннo c этoй дaты и пpoиcxoдит pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa нa кoнкpeтный 3У. Cтoит oтмeтить, чтo oцeнкa кaдacтpoвoй cтoимocти пpoиcxoдит c yчeтoм изнoca oбъeктa и динaмики цeн.
Пример расчёта земельного налога
Чтобы рассчитать земельный налог для юридических лиц, надо иметь следующие данные:
- кадастровую стоимость участка;
- ставку, которая применяется в муниципальном образовании в отношении этой категории земель;
- срок владения.
Для организаций, которые владели участком неполный календарный год, применяются нормы п. 7 статьи 396 НК РФ:
- если право на участок зарегистрировано в период с 1 по 15 число включительно, месяц засчитывают, как полный;
- если право получено после 15-го числа, этот месяц в расчёт налога не принимается.
✐ Пример ▼
У организации есть два земельных участка, которые находятся в собственности полный 2024 год. Кадастровая стоимость одного – 2 674 560 рублей, применяется пониженная региональная ставка 1,2%. Кадастровая стоимость второго – 10 342 890 рублей, ставка 0,3%.
Рассчитаем налог по этим данным:
- первый участок: 2 674 560 * 1,2% = 32 095;
- второй участок: 10 342 890 * 0,3% = 31 029;
- всего: 63 124 рубля.
Поскольку в муниципальном образовании установлены отчётные периоды, годовая сумма делится на 4 части по 15 781 рублей. Авансы перечисляются по окончании первого, второго, третьего квартала, а оставшаяся часть должна быть уплачена не позже 28 февраля 2025 года.
Кaк paccчитaть нaлoг нa зeмлю: нaлoгoвaя бaзa
Нoвый yчacтoк — этo зeмeльный yчacтoк, кoтopый был oбpaзoвaн в тeчeниe нaлoгoвoгo пepиoдa. Нaлoгoвoй бaзoй для тaкиx 3У cлyжит кaдacтpoвaя cтoимocть, oпpeдeлeннaя нa мoмeнт peгиcтpaции в EГPН.
Для yчacткoв, нaxoдящиxcя нa тeppитopии paзличныx MO, нaлoг paccчитывaeтcя пo кaждoй дoлe oтдeльнo. Чтoбы oпpeдeлить нaлoгoвyю бaзy дoли, пoнaдoбитcя yмнoжить кaдacтpoвyю cтoимocть вceгo зeмeльнoгo yчacткa нa oтнoшeниe плoщaди oтдeльнoй дoли к oбщeй плoщaди 3У.
Ecли y зeмли ecть нecкoлькo coбcтвeнникoв или yчacтoк paздeлeн нa нecкoлькo дoлeй c paзличнoй нaлoгoвoй cтaвкoй пo ним, НC для кaждoй дoли oпpeдeляeтcя oтдeльнo.
Кaк yзнaть кaдacтpoвyю cтoимocть зeмeльнoгo yчacткa?
Для pacчeтa зeмeльнoгo нaлoгa пo кaдacтpoвoй cтoимocти cyщecтвyeт oтдeльный кaлькyлятop. Oн пpeдcтaвляeт coбoй кapтy, нa кoтopoй нeoбxoдимo нaйти cвoй 3У (пo aдpecy) и нaжaть нa нeгo. Пpoгpaммa пoкaжeт и cтoимocть yчacткa, и нaлoгoвyю cтaвкy пo eгo кaтeгopии.
Кpoмe oнлaйн-pacчeтoв, ecть и дpyгиe cпocoбы yзнaть КC:
- Чepeз выпиcкy, зaкaзaв cooтвeтcтвyющий дoкyмeнт в EГPН;
- Чepeз кaдacтpoвый пacпopт. Taкoй дoкyмeнт мoжeт быть «нa pyкax» y зeмлeвлaдeльцa, oднaкo, нe cтoит зaбывaть, чтo cвeдeния быcтpo ycтapeвaют, a знaчит, и КC yкaзaннaя в нeм, мoжeт быть нeaктyaльнoй.
Cpoки yплaты зeмeльнoгo нaлoгa
- B cooтвeтcтвии co cт. 398 НК PФ, дeклapaция o нaлoгax мoжeт быть пoдaнa нe пoзднee 1 фeвpaля тoгo гoдa, кoтopый cлeдyeт зa иcтeкшим пepиoдoм.
- Нaлoги yплaчивaютcя в cpoк, ycтaнoвлeнный opгaнaми мecтнoй влacти. Нo пpoиcxoдит этo нe paньшe, чeм нacтyпит cpoк пoдaчи дeклapaции.
- Для физичecкиx лиц кpaйний cpoк yплaты нacтyпaeт 1 дeкaбpя.
- Для юpидичecкиx лиц, в cooтвeтcтвии c п. 2 cт. 397 НК PФ, нaлoгoвыe выплaты ocyщecтвляютcя aвaнcoвыми плaтeжaми (ecли в НПA нe пpeдycмoтpeнo дpyгoe). Нaлoги yплaчивaютcя зa 3 квapтaлa. Итoг нaлoгoвoгo пepиoдa — paзницa мeждy гoдoвoй выплaтoй и aвaнcoвыми плaтeжaми (п. 5 cт. 396 НК PФ).
Что делать, если ФНС прислали неверно рассчитанный земельный налог за 4 квартал 2023
Уведомление приходит по телекоммуникационным каналам связи — через оператора электронного документооборота, либо в личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России. Его могут отправить по почте, на адрес регистрации организации.
Величина уменьшения по НК РФ
Величина уменьшения земельного налога для каждого субъекта Российской Федерации устанавливается на полное освобождение от уплаты налога или на определенную величину.
Величина уменьшения налога регулируется Налоговым кодексом РФ (НК РФ) и зависит от ряда факторов. В частности, величину уменьшения налога определяют наличие льготных предметов налогообложения и наличие базы для расчета налога.
Установленную величину уменьшения налога и полное освобождение от уплаты налога может получить определенная категория налогоплательщиков, соответствующая условиям, установленным законодательством.
Для получения полного освобождения от уплаты земельного налога необходимо соответствовать определенным требованиям законодательства и иметь право на освобождение.
Величина уменьшения земельного налога может быть разной для разных категорий налогоплательщиков и зависит от ряда факторов. Такие факторы, как наличие льготных предметов налогообложения и базы для расчета налога, могут влиять на величину уменьшения налога.
Механизм установления величины уменьшения налога предусматривает учет всех факторов, влияющих на исчисление земельного налога, и определение конкретных условий, на основании которых налогоплательщик может получить уменьшение налога или полное освобождение от его уплаты.
Обязательная электронная отчетность
В рамках измененного Закона № 389-ФЗ о земельном налоге с 2024 года вводится обязательная электронная отчетность для федеральных налогоплательщиков. Это означает, что они должны будут предоставлять отчеты о своей земельной деятельности в электронной форме.
Такое нововведение связано с целью упрощения и автоматизации процесса сбора и анализа информации о земельных участках, а также снижения административной нагрузки на налогоплательщиков.
Обязательная электронная отчетность будет включать в себя следующие данные:
- Кадастровая стоимость земельных участков;
- Количество земельных участков, включая исключенные и добавленные;
- Изменения в правовых и фактических характеристиках участков;
- Информацию о льготах и иных основаниях, влияющих на налог;
- Данные об использовании земельных участков, включая информацию о наличии и амортизации объектов недвижимости на участках;
- Информацию о налогоплательщиках и их правах на землю.
В случае отсутствия изменений исключенные участки не указываются, а количество земельных участков может быть равно одному.
Периодичность предоставления отчетности будет определяться законодательством, но не может быть более одного раза в год.
В случае налоговых споров или судебных разбирательств, электронная отчетность, представленная налогоплательщиком, может служить законным основанием для защиты его прав и интересов.
Ставки земельного налога
Ставки земельного налога различаются в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также от места нахождения объекта налогообложения.
Значение ставки земельного налога может быть от 0,3 (в частности, по землям сельскохозяйственного назначения) до 1,5 (по прочим землям) процента (п. 1 ст. 394 НК РФ).
Налоговая ставка 0,3% применяется в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом (ЖФ) и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (ЖКК), за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к ЖФ и к объектам инженерной инфраструктуры ЖКК, или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Для применения пониженной ставки земельного налога в отношении земель сельскохозяйственного назначения необходимо, чтобы земельный участок:
- относился к землям сельскохозяйственного назначения в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах;
- использовался для сельскохозяйственного производства согласно целевому назначению.
В противном случае ставка устанавливается в пределах до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка (письмо Минфина России от 26 мая 2016 г. № 03-05-04-02/30117).
Применение различных ставок земельного налога в отношении одного и тогда же участка
НК РФ не был урегулирован вопрос о порядке исчисления земельного налога, если один участок занят сооружениями инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса и иными объектами. В подобном случае налоговики требовали рассчитывать налог за весь земельный участок по ставке, установленной законом субъекта РФ в отношении прочих земель – не выше 1,5 %, так как применение ставки не выше 0,3 % возможно только при выделении самостоятельного земельного участка под объектами жилищной инфраструктуры.
С 2024 года разрешено применять различные ставки земельного налога в отношении одного и тогда же участка.
Для этого фирма должна подать в инспекцию уведомление со следующими сведениями:
- наличие на земельном участке жилищного фонда и (или) объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
- площадь участка, занятая объектами недвижимости, которые не относятся к жилищному фонду.
Форму уведомления, порядок его заполнения и формат подачи утверждает ФНС России.
К уведомлению нужно приложить документы, подтверждающие наличие таких объектов и площадь части участка, занятой объектами недвижимости, не относящимися к жилищному фонду.
Если не представить уведомление, инспекция получит сведения о наличии на участке объектов жилищного фонда в порядке межведомственного обмена.
Роль земельного налога
Во-первых, земельный налог способствует справедливому распределению налоговой нагрузки. Владельцы земельных участков облагаются налогом в зависимости от их размера, категории и целевого использования. Более крупные участки и участки с высокой стоимостью облагаются более высокими налоговыми ставками. Таким образом, земельный налог направлен на обеспечение социальной справедливости и равенства перед законом.
Во-вторых, земельный налог является стимулом для эффективного использования земельных ресурсов. Владельцы земельных участков обязаны платить налог независимо от того, является ли участок застроенным или неиспользуемым. Это побуждает владельцев использовать землю максимально эффективно и предотвращает ее заброшенность или монополизацию.
В-третьих, земельный налог является инструментом регулирования рынка земли. Налоговые ставки могут быть изменены в зависимости от изменений в рыночной ситуации, спросе и предложении на землю. Это позволяет властям гибко реагировать на изменения ситуации и регулировать рыночные отношения на земельном рынке.
И, наконец, земельный налог является инструментом экологического контроля. Налоговые ставки могут быть установлены для стимулирования устойчивого использования земли и охраны природных ресурсов. Это позволяет регулировать использование земли в соответствии с экологическими нормами и принципами устойчивого развития.
Согласно обновленным правилам по земельному налогу на 2024 год, были внесены следующие изменения:
Изменение | Описание |
---|---|
Увеличение налоговых ставок | Налоговые ставки на земельные участки были увеличены с 1 января 2024 года. Теперь владельцы земли будут платить больше налоговых выплат в соответствии с новыми прогрессивными ставками. |
Введение налога на незастроенные участки | С целью стимулирования застройки и эффективного использования земли введен налог на незастроенные участки. Те земельные участки, которые не были застроены в установленные сроки, будут облагаться дополнительным налогом. |
Изменение категорий и классификации земель | Была проведена полная переклассификация земель и внесены изменения в категории земельных участков. Такие изменения позволят более точно установить налоговые ставки в зависимости от целевого назначения земли и ее расположения. |
Введение льгот для собственников квалифицированной сельскохозяйственной земли | Владельцы квалифицированной сельскохозяйственной земли получат определенные льготы по уплате земельного налога. Такие меры приняты для поддержки развития сельского хозяйства и сохранения земельных ресурсов. |
Эти новые правила земельного налога на 2024 год будут вступать в силу с 1 января. Владельцам земли необходимо быть готовыми к изменениям и правильно осуществлять уплату земельного налога в соответствии с новыми требованиями законодательства.
Изменения земельного налога 2024 для юридических лиц
С началом 2024 года вступили в силу изменения в порядке взимания земельного налога для юридических лиц. Эти изменения затрагивают не только ставки и правила расчета, но и важные сроки, которые необходимо учесть при уплате налога.
Одним из важных изменений является установление новых ставок земельного налога для разных категорий земельных участков. Новая модель ставок предусматривает их дифференциацию в зависимости от целевого назначения земель и их территориального расположения.
Также внесены изменения в правила расчета налоговой базы. Теперь для определения налоговой базы необходимо учитывать не только площадь земельного участка, но и его кадастровую стоимость, которая рассчитывается с учетом индексации и рыночной стоимости недвижимости.
Важно отметить, что сроки уплаты земельного налога для юридических лиц также были изменены. В соответствии с новыми правилами налог должен быть уплачен не позже 31 марта каждого года. При неуплате в установленные сроки, участники предпринимательской деятельности могут быть подвержены штрафным санкциям и неудобствам со стороны налоговых органов.
Для представления своих деклараций юридические лица должны использовать электронные сервисы и платформы налоговых органов. Информация о налоговых платежах должна быть представлена в соответствии с установленной формой и в электронном виде.
Таким образом, изменения земельного налога 2024 для юридических лиц привносят новые требования и сроки уплаты. Юридическим лицам необходимо быть внимательными и своевременно осуществлять расчеты и платежи, чтобы избежать штрафных санкций со стороны налоговых органов.
Бонусы и льготы для определенных категорий организаций
В рамках новых изменений земельного налога 2024 года предусмотрены ряд бонусов и льгот для определенных категорий организаций. Это позволяет снизить финансовую нагрузку на предприятия и способствует их развитию.
Одна из главных льгот предоставляется малым и средним предприятиям. Такие организации получают существенное снижение ставки земельного налога. Величина скидки зависит от объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг, а также от численности работников.
Также среди льготных категорий предприятий выделяются социальные и культурные учреждения. Они освобождаются полностью от уплаты земельного налога, что помогает им удерживать финансовую устойчивость и обеспечивать качественное предоставление услуг населению.
Важное дополнение к земельному налогу 2024 года касается агрохолдингов и фермерских хозяйств. Для них предусмотрена система льгот по налогу на землю, связанная с развитием сельскохозяйственного производства и увеличением площадей земельных угодий.
Одна из главных целей новых правил земельного налога — стимулировать инновационные предприятия. В этой связи, стартапы и научно-исследовательские центры получают льготы, снижающие затраты на землю. Это позволяет развивать новые технологии и привлекать инвесторов в сектор высоких технологий.
В области энергетики также предусмотрены особые условия для организаций, занимающихся производством энергии из возобновляемых источников. Они могут рассчитывать на снижение ставки земельного налога при условии развертывания соответствующих экологически чистых технологий.
Политика льгот и бонусов имеет целью стимулирование различных отраслей экономики и повышение конкурентоспособности предприятий. Это важный шаг к созданию комфортных условий для предпринимательства и развития бизнеса в России.
Программа пересмотра кадастровой стоимости земли
В 2016 году произошёл резкий скачек кадастровой стоимости земли, что повлияло и на величину налога на землю. Это было обусловлено тем, что кадастровая стоимость была слишком низкая и далекая от рыночных цен на недвижимость, соответственно, государство недополучило деньги в бюджет. Новый расчёт кадастровой стоимости, который проводили независимые организации при соблюдении государственных норматив, происходил с учетом следующих показателей:
- Рыночная стоимость земли. Достаточно субъективный показатель, так как по факту многие организации которые производили оценку стоимости пользовались доступной информации о желаемой цене продажи земли, расположенных по соседству участков, и не учитывали фактическую цену продажи после торга. Это привело к тому, что кадастровая стоимость увеличилась в разы, а люди начали судиться отстаивая свои права.
- Месторасположение участка, его удаленность от городской инфраструктуры, соседствующие территории. Важный показатель для стоимости, он отражает насколько земельный участок удобен для той или иной деятельности, жизни и т.д.
- Показатели социально-экономического характера территории, где расположен данный земельный участок.
- Наличие коммуникаций на земельном участке так как влияет на его стоимость.
По новой программе пересмотр кадастровой стоимости должен происходить регулярно в соответствии с государственным планом. Для расчета налога на землю будет браться стоимость утверждённая на 1 января текущего налогового года.
Оспаривание кадастровой оценки недвижимости
За последние несколько лет многие граждане столкнулись с тем, что налог на недвижимость резко вырос. Причина этому стало переоценка кадастровой стоимости и приближение ее к рыночным ценам на недвижимость. По факту же кадастровая стоимость может оказаться даже выше рыночной из-за того что приоденет не были учтены некоторые особенности земельного участка. Хотя в планах государства стоит постепенное увеличение кадастровой стоимости (ежегодно повышение на 20% до 2024 года), уже сейчас многие владельцы земельных участков ужаснулись от суммы налога, которую им придётся ежегодно перечислять в бюджет государства.
Для оспаривания кадастровой оценки стоимости, которая по объективным данным оказалась завышенной, необходимо выполнить следующие шаги:
- Провести независимую экспертизу стоимости участка. Для этого необходимо нанять специалиста, который проведёт оценку и составит соответствующие акты с оценочной стоимостью.
- Собрать все необходимые документы. На самом деле главное, что необходимо иметь на руках это документы подтверждающие права собственности на объект недвижимости.
- Получить документ с некорректной кадастровой стоимостью и сведениям учетом каких особенностей была произведена такая оценка.
- Написать заявление в суд приложив все имеющие документы и акты проведённой экспертизы независимой организацией.
В большинстве случаев такие судебные дела оказываются успешными и люди получают желаемый результат с минимальными приложенными усилиями. Налог, который был переплачен будет учтён в счёт будущих платежей по налогу на основании судебного решения.